www.demoscene.ruenglish version
новостимузыкадемографикаинформацияпрограммыфорум‘подкаст’
 
авторы    статьи    интервью   

Music for games, video game music
Enlight project

Хоровод историй

Лаборатория альтернативной истории


статьи
Авторское право и творчество
 
Пара слов о себе.

Двадцать лет сочиняю и выкладываю музыку в свободный доступ безвозмездно (пример). Десять лет занимаюсь сочинением и исполнением музыки на заказ (пример). Успел поработать программистом, от получения авторских отчислений отказался (в пользу издателя, вкладывающего средства в разработку перспективного "железа") после того, как окупил трудозатраты.

Определения.

сообщество - носитель субкультуры (хиппи, поклонники ретро-видеоигр, байкеры...).
естественная культура - культура устойчивых в историческом масштабе общественных образований (народов, конфессий, профессий...).
контркультура - явление, отталкивающееся от существующей культуры или субкультуры (пародия, ремейк, сатира...).
квазикультура - синтетическая культура, не опирающаяся на естественные, устойчивые сообщества и требующая создания и поддержания искусственной общности (мода, культ политического лидера, "лояльность к бренду"...).
пиратство - в классическом смысле - насильный отбор товара с целью перепродажи, нередко связанный с убийством охраны.

1. Право на отдых и творчество.

Автор, как и любой человек, должен заработать возможность и право на отдых и творчество.
Творчество - само по себе награда: это отдых и отвлечение от рутины. Другие люди, как правило, не согласны оплачивать наш отдых и развлечения. Автор должен быть готов к тому, что общество оценит его творческие излияния как бесполезные, праздные, а потому не подлежащие оплате.

2. Вымогательство.

Никто не вправе запретить человеку заниматься чем-либо себе во вред или тратить личное время впустую. Но и человек не вправе вымогать у общества платы за такой общественно бесполезный или вредный труд. Общество, оплачивающее собственное разрушение или впустую расточающее средства, приходит к гибели.
Само по себе общество, сообщество (в противовес разобщённости) подразумевает наличие общих целей, понятий, правил. Общество (сообщество) само отражает, выражает и воспроизводит основы своей общности через культуру (субкультуру) и не нуждается в отдельных "культурных услугах" со стороны.
Сдержанный культурный обмен, не подрывающий собственные культурные основы, как правило, одобряется обществом. Навязывание инородной культуры и распространение контркультуры обычно пресекается обществом в целях самосохранения. Издатели навязывают обществу квазикультуру и вычисляют пресловутую "упущенную прибыль" так, как если бы общество (сообщество) находилось под их контролем. В ответ общество "партизанскими" методами сопротивляется диктатуре издателей.

3. Извращение трудовых отношений.

Нельзя путать исполнение работы на заказ со свободным творчеством. Работа, выполненная по заказу, должна быть оплачена заказчиком в срок и в полном объёме.
Система авторских отчислений ("роялти") позволяет заказчику оттягивать выплату вознаграждения исполнителю, даёт время и возможность для махинаций с деньгами исполнителя и с произведённым им продуктом. Отказ заказчика оплатить работу сразу в полном объёме - нарушение норм трудовых отношений.
О творчестве: сочиняй музыку тогда, когда не можешь не сочинять; рисуй тогда, когда не можешь не рисовать; пиши, программируй тогда, когда идея пришла в голову и не даёт уснуть. Тебе это нужно больше, чем кому-либо ещё. Делай для себя, не жди заказа.
Результат работы, выполненной на заказ, придётся либо одноразово обменять на деньги (согласно общепринятому тарифу), либо подарить издателю-махинатору в надежде на чудо (продукт "выстрелит" и добрый издатель поделится каплями золотого дождя).

4. Здоровый человек.

Творчество - естественное состояние здорового человека. Никто не обязан платить человеку только за то, что он здоров.
Любой человек - и профессионал, и любитель - всегда и везде производит информацию. Но не информация становится товаром, а время и силы (человекочасы), осознанно потраченные на оформление и донесение этой информации до общества с целью извлечения прибыли. Человекочасы - конечная величина, она не зависит от степени распространённости информации в обществе (популярности). Автор, требующий для себя большей оплаты за равный труд (за равное количество человекочасов) под предлогом "большей популярности", ставит себя над Всеобщей Декларацией ООН о Правах Человека (статья 23) и впадает в шовинизм.
Художнику, музыканту, учёному удачная мысль нередко приходит в голову во сне; так должны ли в таком случае ночные часы оплачиваться в двойном размере как сверхурочные? А если творческие озарения приходит к дворнику во время уборки улицы - надо ли его оформлять на двойную ставку? Эти примеры показывают, что представление умственной деятельности как "отдельного вида труда" противоречит здравому смыслу. Любой здоровый человек непрерывно, естественным образом занят умственной деятельностью.

5. Информация - частная собстенность?

Человек постоянно воспроизводит информацию. Закон разрешает воспроизводить обнародованную информацию (даже защищённую авторским правом), если при этом не извлекается выгода. Например, каждый может взять гитару и спеть любимой девушке популярную песню, если после этого не потребует с неё денежного вознаграждения. Такого рода частное и некоммерческое воспроизведение информации разрешено законом, поскольку не посягает на имущественные права.
Ещё раз: законом установлено, что частное некоммерческое воспроизведение информации не является покушением на имущественные права. Такое некоммерческое использование полностью выводит информацию из категории денежных отношений, то есть она никак не может учитываться при оценке упущенной прибыли.
Автор, действительно, вправе распоряжаться своей частной собственностью: личным временем, силами и деньгами, которые он будет тратить в своё удовольствие (на творчество). Но не информацией, которая частной собственностью не является.

6. Переизбыток информации.

Сегодняшнее общество не нуждается в таком обилии произведений искусства, защищённых авторским правом, какое порождает индустрия развлечений.
Индустрия развлечений использует культ новизны для поддержания постоянного спроса на свои товары и услуги. На определённом этапе новизна достигается средствами культурного обмена, но этот способ быстро себя исчерпывает, вырождаясь в бесконечные повторения, не имеющие уже под собой глубоких культурных основ. Такого рода товар можно назвать "междукультурным" (поскольку он не отражает культурных ценностей естественно существующих обществ/сообществ) и основной его ценностью является собственно новизна.
В нынешней информационно пересыщенной среде, при современной скорости обновления информации ценность новизны как таковой падает. Равнодушие покупателей к новым объектам авторского права и снижение прибыли правообладателей связано с инфляцией понятия новизны.

7. Навязывание.

Введение покупателя в заблуждение относительно полезности товара, а тем более навязывание обществу бесполезной или вредной услуги - мошенничество.
Единицы извлекают прибыль, вытесняя естественную культуру общества культом новизны вкупе с бесполезным, некачественным товаром (через рекламу и искуственно создаваемую моду). Уничтожение культуры, как уже говорилось выше, приводит к ослаблению общества, а потому такая деятельность ("культурные услуги со стороны") - суть паразитизм. Здоровое общество само воспроизводит собственную культуру. Процесс оздоровления сегодня отчётливо виден по огромному количеству бесплатных (и при этом качественных) произведений - в социальных сетях youtube и myspace, в сообществе open source и т.д. Оздоровлением общества недовольны паразитирующие единицы.
Существует навязывание, введение в заблуждение и принудительное вовлечение на другом уровне: например, когда дети вчерашних рабочих и крестьян через силу зубрят чуждую их восприятию классическую музыку. В награду за мучения детям обещают гипотетическое воздаяние - социальную и материальную устроенность, признание, видное место в квазикультурном обществе. Так через насилие и пустые обещания вовлекают (совращают) новых носителей квазикультуры. Не удивительно, что после инициации (окончании обучения) жертвы считают, что общество должно выплачивать им компенсацию за перенесённые страдания. Авторам-жертвам нужно понять, что их использовали для поддержания квазикультуры, то есть в экономических и политических целях. Оправдывая существующую систему торговли авторским правом, авторы-жертвы проявляют "стокгольмский синдром".

8. Защита прав потребителя.

Перед принятием решения о покупке покупатель имеет право лично убедиться в надлежащем качестве товара.
Музыкальные магазины не берут деньги за ознакомительное прослушивание аудиозаписей. Но сегодня людям уже некогда ходить по магазинам или часами просиживать у радиоприёмников для того, чтобы бесплатно послушать любимую композицию. Гораздо эффективней бесплатно получить музыку через Интернет, ознакомиться с ней, а потом, может быть, купить CD, DVD, BluRay. Удобней посмотреть концерт на Youtube, а затем, если понравилось, сходить на платный концерт группы. Это нормальная, здоровая практика.

9. Прогресс.

Новые технологии предлагают новые, более эффективные (а значит, полезные для общества в целом) способы обмена информацией.
Традиционные радиостанции уступают место Интернету. Пятиминутные рекламные блоки в эфире менее эффективны, чем баннеры и контекстная web-реклама. Бесплатное распространие информации в сети Интернет приходит на смену бесплатному радио и телевидению (пользователь платит только за услугу вещания, фактически - за оборудование).
К факторам, тормозящим прогресс, можно отнести конкурентную борьбу между платным и бесплатным программным обеспечением. В конкурентной борьбе с большей вероятностью побеждает тот, у кого намного больше денег (при разумном их использовании, конечно). Таким образом, честной конкуренции между свободным и коммерческим софтом, музыкой, кино не получается: копирайтерская машина бросает часть средств на борьбу со свободным софтом, музыкой, кино. Хотя бы просто вытесняя их из информационного пространства проплаченной рекламой своей продукции. А если нет честной конкуренции, то нет и естественного отбора лучшего. Страдает качество. Страдает всё общество.

10. Почему автор выступает против пиратства.

Автор часто оказывается введён в заблуждение издателем. Для того, чтобы сделать автора счастливым, известным и богатым, издателю вовсе не обязательно отбирать (приобретать) у автора имущественные права. Это делается с другой целью - для обогащения издателя за счёт автора и общества.
Также издатель своим примером вводит автора в соблазн многократно получать вознаграждение за единожды проделанную работу.
Определённая часть авторов находится в плену мифа о собственной исключительности - врождённой или приобретённой "нечеловеческим трудом". Эти шовинистические заблуждения развеет любой профессионал: художник скажет, что обучить живописи можно даже лошадь - уж копну-то сена она нарисует; музыкант заверит, что научиться играть на инструменте может любой. Было бы желание. Человек, воплотивший своё желание и сверх того требующий ещё и денежной компенсации от общества, по сути жульничает.

11. Почему издатель выступает против "пиратства".

Под видом борьбы с "пиратством" единицы пытаются сохранить монополию на распространение квазикультуры, понимая, что с естественно воспроизводимой культурой здорового общества они не способны конкурировать.
Издатели распространяют миф о существовании двух видов труда - "производственного" и "умственного": например, для музыканта концерт - это труд производственный, а сочинение песни - труд умственный. Этот миф, во-первых, призван скрыть от потребителей известный многим авторам факт: сочинение иной раз происходит вовсе без усилий (особенно, если не на заказ, а в стихийном творческом порыве). Во-вторых, этим мифом скупщики авторских прав автоматически причисляют себя к "работникам умственного труда" (поскольку производственным, физическим их труд никак не назовёшь).
На самом же деле, за редким исключением, любой труд, как и любой отдых, требует приложения и физических, и умственных, и творческих сил. Мошенничество и жульничество тоже. Желание издателя получить денежное вознаграждение за силы, потраченные на мошенничество, вполне понятно.

Что делать?

1. Авторам, неспособным выполнять работу на заказ или обученным узкоспециализированным навыкам:
а) Если творческая деятельность приносит страдания, усталость и отвращение - сказать "нет" мазохизму и расширить область деятельности, обучиться новым профессиям, перейти к общественно полезному производственному труду. Если это невозможно (например, по причине инвалидности) - смириться с существованием на пособие по безработице (по примеру некоторых известных музыкантов).
б) Если творческая деятельность приносит упоительную радость - осознать своё счастье и творить в удовольствие. Для получения вознаграждения перейти на систему donate или финансировать своё творчество по схеме kickstarter.
2. Авторам, способным выполнять работу на заказ:
Продолжать в том же духе.


P.S. выражаю особую благодарность Кириллу Алфёрову (Louigi Verona) за помощь в подготовке статьи.


Автор: Manwe

обсудить эту статью на форуме.



интро   демо   flash   анимация   3D-графика   арт   синглы   альбомы   статьи   трекеры

Дизайн и программирование: Александр Ильин aka Real/SandS     
Шеф-редактор: Антон Уткин aka Frown/Rcd     
Креатив и интерфейс: Александр Мачуговский aka Manwe/SandS