www.demoscene.ruenglish version
новостимузыкадемографикаинформацияпрограммыфорум‘подкаст’
 
авторы    статьи    интервью   

Music for games, video game music
Enlight project

Хоровод историй

Лаборатория альтернативной истории

статьи
БК-0010: культура, сообщество, демосцена.
 

БК изнутри.
Первое упоминание о БК-0010 относится к 1983-му году (дата составления руководства пользователя). Разрабатывали компьютер в подмосковном Зеленограде (НПО "Научный Центр"), а производили на заводе "Экситон" в Павловском Посаде. В продаже БК-0010 появились в январе 1985-го года.
Центральный процессор К1801ВМ1А имел два исполнения: в керамическом и пластмассовом корпусе. Работал он на частоте 3 MHz и представлял собой аналог процессора LSI-11 серии PDP-11 фирмы Digital (правда, в урезанном виде: отсутствовали команды умножения и деления). БК-0010 имела 16 килобайт видеопамяти и могла использовать их в двух режимах: цветном (4 цвета, разрешение 256 на 256 пикселей) или черно-белом (2 цвета, разрешение 512 на 256). Оперативная память общего назначения тоже имела объем 16 килобайт. В ПЗУ 16 kb занимал BIOS и еще 16 - Фокал или Бейсик. По внешнему разъему можно было подключиться напрямую к шине (промышленного стандарта QBus) - это давало возможность, к примеру, поставить блок дополнительного ОЗУ (вместо ПЗУ с Бейсиком) или сетевую карту. В качестве внешнего накопителя использовался обычный кассетный магнитофон. Устройством отображения мог служить как монитор, так и телевизор.

Оболочка MicroCommander для MK-DOS на БК-0010

Программировать на БК-шном ассемблере было удобно и приятно: линейная память, 16-битные команды и адреса, все восемь регистров процессора равноправны (не существовало разделения на индексные регистры, аккумулятор и т.п.). Архитектуру БК0010 всячески хвалили. Керамический процессор удавалось разогнать до 8 MHz и подключить вместо Бейсика быструю (статическую) память. Но всю радость от разгона портила медленная динамическая видеопамять: она не успевала регенерироваться, и компьютер начисто лишался возможность отображать что-либо на экране. Поэтому практический предел составлял 5 MHz. Дополнительные устройства к БК-0010 появились довольно быстро: такие энтузиасты как Вадим Новак разработали блоки расширения БК и наладили их полусерийное производство. Особо удачной разработкой был небольшой блок, сочетающий в себе контроллер дисковода, винчестера и несколько 16-килобайтных страниц дополнительной памяти. Под это "железо" был написан софт, в том числе несколько мощных операционных систем, текстовых редакторов и т.д. - все это выводило БК-0010 на новый уровень. Следующей серийной моделью стала БК-0011, она имела уже 128 kb ОЗУ. Также в БК-0011 увеличили видеопамять: теперь она состояла из двух переключаемых страниц. Частоту процессора подняли до 4 MHz. Были и другие улучшения. Новая модель быстро набрала популярность, под нее написали продвинутую DOS и модернизировали старые системы. Но для подключения винчестера и дисковода по-прежнему требовался дополнительный контроллер.

Помимо винчестеров и дисководов, к обоим моделям без труда подключали другие внешние устройства: от принтеров и модемов до мыши и пистолета от игровой приставки "Денди". Внутрь БК-шки обычно ставили только музыкальный сопроцессор AY (как на ZX Spectrum и Yamaha MSX). Правда, особо талантливые умудрялись втиснуть в БК-шную клавиатуру и винчестер (2.5-дюймовый) с контроллером.
Старая БК-0010 считалась более надежной: она могла работать несколько суток к ряду, не перегреваясь и не зависая. Это свойство оказалось полезным для промышленности: на базе БК строились системы с ЧПУ, комплексы автомобильной диагностики, системы анализа данных нефтедобычи и т.д. Ну а нагрузку, которую БК-шки переносили в школьных классах информатики, вообще трудно представить.

Процессор PDP LSI-11
Отечественные микропроцессоры.
Происхождение процессора ВМ1 окутано тайной. С одной стороны, он слишком похож на DEC'овский LSI-11, что наводит на мысль о "заимствовании". С другой стороны, ВМ1 - однокристальный процессор, в то время как LSI-11 - большая и сложная плата.

Процессор PDP LSI-11/2
Рассказывают, что изначально ВМ1 был полностью уникальной разработкой со своей архитектурой и системой команд. Но указанием сверху "самодеятельность" была остановлена, решено было взять курс на PDP. Тогда готовый процессор срочно перекроили - изменили микрокод, процедуру обмена данных по шине и т.д. В результате уникальная разработка повторила судьбу "Минска" и "БЭСМа".

На смену ВМ1 пришел ВМ2, но он отличался по выводам от предшественника. Поэтому на базе ВМ2 был сконструирован новый двухпроцессорный (!) компьютер - УКНЦ. Однако, цена на него была слишком высокой.
Следующим компьютером с ВМ2 стал "НЕОН" (ПК-11/16) - довольно мощный компьютер с многоцветным дисплеем высокого разрешения, 4 Mb ОЗУ, аппаратной поддержкой оконного интерфейса и т.д. Но даже при уникальных возможностях и высокой производительности у компьютера не было шансов: ПО писать было некому, время энтузиастов прошло. В то же время, процессоры всей серии ВМ1-ВМ4 успешно применялись в промышленных микрокомпьютерах ДВК - под них в избытке создавалось ПО серьёзными институтами.

БК-0010: Что дальше?
Нет, понятно, что у самой БК дальше - ничего: компьютер остался в прошлом, прогресс идёт своим ходом. Но нам-то с вами что делать, если после прочтения статьи захотелось запустить БК-шные игры, демки, музыку?.. А вот что: bk.2sun.ru. Здесь Вы найдёте эмуляторы под Windows и DOS, образы дисков с БК-шными операционными системами, игры и демки, музыку (в том числе и оцифрованную в MP3). Архив периодически пополняется и будет продолжать пополняться.

обсудить в форуме ->


Автор: Manwe
Компьютерра #40 (в сильно сокращённом виде)

 страница 2


интро   демо   flash   анимация   3D-графика   арт   синглы   альбомы   статьи   трекеры

Дизайн и программирование: Александр Ильин aka Real/SandS     
Шеф-редактор: Антон Уткин aka Frown/Rcd     
Креатив и интерфейс: Александр Мачуговский aka Manwe/SandS