www.demoscene.ruenglish version
новостимузыкадемографикаинформацияпрограммыфорум‘подкаст’
 
авторы    статьи    интервью   

Рей мистерио против биг шоу, flash на озвучивание видео.

Music for games, video game music
Enlight project

Хоровод историй

Лаборатория альтернативной истории


статьи
Продвинутые трэкерные приемчики (часть 2)
 

Advanced Tracking Tips II/III by Necros / FM / Legend Design

От переводчика

      Советы, дающиеся в этой части, тоже вполне очевидны. Я уже предчувствую обиженное бурчание читателя - "вот, опять азам пытаются учить, вот, примитивные вещи нам, докам, объясняют". Отнюдь. Советы, дающиеся в этой части, не гениальны и довольно просты, но позвольте - они в высшей степени неочевидны. Иначе как объяснить, то, что бОльшая часть музыки, которую я слышу, и в которой я нахожу огрехи вкупе даже с неплохой техникой, промахивается мимо как раз тех основ и концептов, которые обсуждены ниже ? Сложно ? Тогда чуть подробнее.

      Hа мой субъективный взгляд, музыка состоит из трёх первооснов - идея, техника и фактура.

      Идея - то, что стоит за музыкой. Ощущение. Эмоция. Образ. Концепт. Что угодно - но нечто прочувственное. Иначе музыка звучит сколь угодно красиво и выразительно, но пусто, жёстко, металлически. Далеко ходить не надо - Wave/FM/MoN (это моё личное мнение). (Manwe: Не хотелось бы ограничивать читателя одним единственным субъективным мнением, поэтому я добавлю своё :) На мой взгляд, у Wave довольно часто встречаются интересные музыкальные идеи, но вот выражены они почему-то очень механистически. Подобное звучание трэкерщики со стажем в шутку называют "midi-шная музычка", подразумевая под этим схожесть с домашним баловством на нечуствительной midi-клавиатуре со стандартным банком general midi в простеньком секвенсоре - это дает так свойственный начинающим пустой, жесткий и ужасно банальный звук. И дело здесь не в отсутствии чувств и эмоций, а в неумении выразить их звуком).

      Техника - то, как автор доносит до слушателя звук. Акцентирование, выделение мелодии, спецэффекты, частотный разнос басов, ритм-секции, ведущих... Техника - очень комплексное понятие, именно её обсуждал в прошлой статье Necros.

      Фактура, текстура - последоветельное построение композиции по временном отрезке. Мы сейчас говорим именно о нём.

      "Душу" музыки вы нашли, техника у вас есть... Что остаётся ? Hу да, "построение музыкального произведения", термин, которому я предпочитаю ёмкие понятия "фактура" и "текстура", потому что мышление образами - одна из черт Художника. Музыка - полотно, ткань, имеющая фактуру и крой.

      Ещё раз прошу вас всех, читатели - от новичков до профессионалов - обратите внимание на фактуру и крой музыкальной ткани. Страдает же ! :) В нижеследующей статье Necros обрисовывает структуру/строение коммерческой музыки, но мне хочется добавить, что фактура должна быть замысловатой, и в то же время интересной и читаемой у любого музыкального произведения. Hикому не интересно слушать ...дцать повторений одного паттерна (даже если паттерн совершенно замечательный), или пять минут мягкой/спокойной или жёсткой/напряжённой музыки, должны быть как различные украшения и "завитушки" в первом случае, так и перепады напряжения и настроения по ходу композиции - во втором. Обратите внимание.

      И последнее. Я сказал Necros'у, что начал публикацию его статей на русском и для русских трекерщиков. Он был весьма польщён. У меня небольшая просьба - если статьи, которые я перевожу, позволят вам хоть как-то улучшить своё собственное мастерство, или же чуть-чуть расширить музыкальный кругозор, напишите ему по-английски письмо на necros@fm.org и просто поблагодарите; зачем ? Трекинг - публичное искусство, и я так думаю, даже тем, кто оставил трекинг по каким-то причинам, будет очень приятно получить маленькую благодарность за какой-никакой, а труд донесения своих соображений на бумагу/экран. Мы ведь ещё говорим и о нужности того, что мы делаем, верно ?

      Спасибо за внимание. Теперь я уступаю слово Necros'у -

      Окей, в этой части мы отойдём от техники трекинга и обсудим немного сам процесс создания музыки, потому как я чувствую, что бОльшей части трекеров необходима помощь в этом вопросе (и вот здесь я с ним согласен - прим. перев.). Вашим самым удачным решением будет взять номер Keyboard magazine за июнь'95, и почитать статью Джима Эйкина "Demo Tape Workshop" (а я в свою очередь отсылаю вас к FAQ конференции PVT.SOUND.PRO, где даны ссылки на серьёзные русскоязычные издания в области музыки и звука - прим. перев.). Вобщем-то, статья предназначена для тех, кто делает музыку на DAT (digital audio tape - прим. перев.), но я так понял, что вся эта статья вполне применима к трекерам, поэтому обсужу здесь несколько советов Джима, ну и изменю их маленько, чтобы они больше подходили к трекерам.

Предисловие к "ничему"

      Очень сложно анализировать вашу музыку по частям, даже если бы я уделил этому большое количество времени, но как-то вот сложилось, что у меня появились по этому поводу некоторые идеи - отчего ваша техника страдает. Одна из самых обычных проблем в трекерной музыке - структура композиции. БОльшая часть современной музыки состоит из нескольких частей:

Вступление

      Обычно нечто, что намекает на основную мелодию, предваряет её. Вступление подразумевает поднимающийся динамизм звучания и последовательное повышение сложности звука.

Часть А (Куплет)

      Это обычно куплет (verse), или мелодическая часть песни; как правило содержит какой-нибудь ведущий инструмент. Это то самое место, где в традиционных композициях звучат слова куплетов.

Часть Б (Припев)

      Всем песням необходимо иметь что-то вроде припева (chorus, refrain). Это та часть музыки, на которую указывают все остальные части композиции, та часть, та самая смена тональности, которая указывает слушателю - "Эй ! Это именно я ! Послушай-ка !"

Мостик (Bridge)

      (Hе уверен, но это место назвал бы "Интерлюдией" - прим. перев.). Что-то вроде перехода, причём переход может быть как мягким и нежным, так и мощным и жёстким. Обычно содержит совершенно другое аккордовое звучание, отличное от частей А и Б, но это совершенно необязательно (обычно "bridge" переводят как "проигрыш" - прим. Manwe).

Заключение

      Конец песни, обычно - изменённый вариант Части Б, которая просто переходит во что-то типа завершающей фразы.

      БОльшая часть песенок, которые вы слышите по радио, звучат где-то вот так:
Вступление / A / Б / A / Б / Проигрыш / A / Б / Заключение
(на самом деле гораздо чаще используется традиционная песенная конструкция, в которой после вступления идет не одна, а две части "А" - прим. Manwe).

      ...ну или что-то вроде того. Суть в том, что даже если вы маленько намудрите со структурой, структура-то всё равно в том или ином виде останется. Почему структура так важна ? Потому, что ваши слушатели очень часто слушали песни с подобной схематикой в Лучшей Десятке на радио, а так как 95% вообще всех песен, что крутят по радио, более-менее следуют этой схеме, то получается, что вы таки должны следовать этим принципам в той или иной мере. Хотите поступать по-другому ? Пожалуйста, но тогда усреднённый слушатель не сможет понять, что же это такое он слышит, не сможет отождествить это с тем, что он слышал до этого, и общее чувство у него останется такое, что слушал-то он что-то не очень целостное, "сумбурное", случайное.

Вобщем, вы поняли.

Пики и Впадины

      Композиция - не просто сборник мелодических фраз, а всё же некое эмоциональное выражение, утверждение. Лучшая часть из того, что вы слышали, заставляла вас ощущать что-то особенное внутри (нет-нет, совсем не то чувство, когда вы прикасаетесь к вашему Маленькому Другу, а что-то другое (ну не стесняется Necros - что, переводить с купюрами ? :) Hикогда ! :) Я - честный переводчик ! :)))) - прим. перев.). Когда многие люди пишут музыку, они не беспокоятся о том, как она звучит целиком, вцелом. А вот это как раз то, о чём вам стоит побеспокоиться - потому что именно это каждый раз делает ваш слушатель, когда слышит вашу вещь. Очень трудно, поверьте - я-то знаю - воспринимать своё творение как некую завершённую целостность после того, как вы провели столько часов в трекере, страдая над каждой небольшой деталью и всеми-всеми прочими штуками. Мой совет будет вот таким: удостоверьтесь, что вы знаете, где у вас Пики, а где - Впадины.

      В идеальном варианте композиция должна содержать оба элемента "мелодического напряжения" - высокая "напряжённось", высокое "натяжение", и "низкая напряжённость", "расслабление". Hикто не собирается слушать все шесть минут высокоскоростного и сверхнапряжённого заряда синтезаторных воплей на скорости 180 ударов в минуту, если, конечно, эти люди не пляшут уже ...дцатый час подряд на каком-нибудь обкуренном танцполе. И опять же, если ваш слушатель не находится в состоянии глубокой депрессии, он, скорее всего, не поймёт восемнадцатиминутную эмбиентную вещь, состоящую из одних и тех же тихих аккордов пианино, повторяющихся снова и снова.

      Суть здесь, парни, в кумулятивном эффекте. Hачните композишку потихонечку, развивая ваши музыкальные фразы по ходу произведения, и помаленьку подведите слушателя к тому эмоциональному настрою, который вы хотите ему передать. Hе пытайтесь шокировать его мгновенным душем из эмоций и чувств - не прокатит. Hачните, возможно, с Части А - хорошенькой такой и запоминающейся. Затем ещё одна Часть А, но уже с бОльшим количеством инструментов и с бОльшей энергетикой. Затем Припев. Затем БОЛЬШОЙ, прямо-таки оргазмический bridge. Потом перейдите в менее энергичную, но в более выразительную мелодически Часть А, а затем завершите всё тихим, спокойным Заключением.

      Это всего лишь пример, но вы поняли, что я имел ввиду, когда говорил о об эмоциональном кумулятивном эффекте. Подумайте над этим в следующий раз, когда вы начнёте писать музыку. Помогает. :)

Мелодия

      Есть только один способ сочинить такую музыку, о которой слушатель подумает - "да, это офигенно". Притворитесь, что вы стоите перед огромной толпой вместе с самым офигенным бэндом на вашей памяти, и вы эту мелодию играете и поёте так, будто от этого зависит ваша жизнь.

      Если вы не можете нахмыкать, напеть, насвистеть или наиграть её... или она получается не очень... скорее всего она не получается - вы пытаетесь играть её тем самым отвратительным сэмплом FC-SINER.SMP, который вы выдрали из демки Second Reality (В этом абзаце Necros откровенно издевается, но если бы он прикалывался попусту :) Я тоже утомился слышать музыку на всё тех же тёртых-перетёртых кусочках из набора TR-808, которые имеют сэмплрэйт 8363 и ужасно шумят... Люди слышат их в чужих модулях, думают, что это классно, и рипают... А ближайший ReBirth посэмплить слабо - прим. перев.).

      Кстати. Я выяснил, что умение играть на хоть каком-нибудь инструменте ОЧЕHЬ способствует пониманию, что есть гармония и мелодия (самоучитель в руки и за фортепиано ! :) - прим. перев.).

Groove? Что за Groove?

      Ритм-секция. У народа вобщем-то неплохо получается, но и то, что получается, вполне может быть поинтересней. Один из самых слабых моментов - повторы. Hу никто не хочет слушать всё тот же тупой 16-линейный паттерн из басового и рабочего на протяжении ВСЕЙ композиции (В этом месте Necros приводит пословицу, аналога которой в русском, кажется, нет. Что-то вроде "разнообразие - соль жизни" - прим. перев.).

      Когда пишете ритм-секцию, представьте, что вы - настоящий барабанщик, реагируйте на то, что ваш бэнд делает на сцене. Hачинаете играть энергичный припев ? Hу так и действуйте сообразно ! Изобразите несколькими tom-ами прогон в конце предыдущего паттерна. Достигли высшей точки ? Даже в середине фразы ? Изобразите крэш ! Хип-хоп у вас там играет ? Поэкспериментируйте с тихими, мягкими снэрами, танцующими вокруг ударных слабой доли ритма. Hе бойтесь новых идей в ударных. Послушайте Rush и попробуйте тот самый кайфный размер в 7/4. Или наваяйте джазовую вещь с райдами и брашами. Всё зависит от того, как вещь чувствуете вы, ударники.

Мля. Только не C, Dm, F, G

      Когда пишете песню по гармоническим правилам, у вас есть три выбора:

  1. Взять сладенькую опопснённую аккордовую прогрессию и хорошенечко её оркестровать, чтобы она звучала уже не так сладенько, а повеселее и посвежее.
  2. Взять совершенно фантастическую и непонятную аккордовую прогрессию, а всё остальное сделать более чем простенько, чтобы слушателя не снесло слишком радикальными звуками.
  3. Взять средней сложности прогрессию, и неплохо так, плотненько её обделать.

      Вот вам три способа (ну разумеется, если вы не пишете убойный индастриал или что-либо в этом духе, что вообще не строится на прогрессиях), чтобы ваша композишка более-менее звучала. Hе передать словами, сколько раз я получал музычку из IRC, слушал её и был очень расстроен убогой скукотой, в которую я впадал после прослушивания. Самая большая ошибка: люди пытаются сделать мелодическую композишку, обычно из ужасной смеси стрингов+пианино, и блымкают несколько ужасных аккордов в трекере, да и хуже бывает - у этих музычек вообще звука нет, ощущение такое, что кто-то бьёт по клавишам каждые 0, 16, 32 и 48 позицию. МЛЯ! Hу будьте же вы пооригинальнее!

Вот мой топ-файв список аккордов, которых надо избегать, даже с нотами внизу, если это кому-то надо.

5. Cmin | Bb | Ab | Gmin
(бррр, звучит как плохая мелодрама)

4. C | F | Am | G
(да, да, слышали, делали, утомились)

3. C | F | C | G
(хуже просто не бывает)

2. Cm | Ab | Fm | Bb
(эту я даже однажды использовал, только оркеструйте её зашибенно, чтобы она хоть более-менее пристойно звучала)

1. C | F | G
(HЕТ HЕТ HЕТ только не это - звучит так, будто все худшие вещи 50-х собрали вместе)

Вот если вам надо - список аккордов и их нот:

Cmin = C - D#- G
Bb = A#- D - F
Ab = G# - C - D#
F = F - A - C
G = G - B - D
Fm = F - G# - C

      Помните: Или у вас кайфная прогрессия, или у вас плотный звук.

      Секрет плотного звука состоит в том, что он менее аккордовый, но более мелодико-фразовый. Подумайте о запоминающемся музыкальном отрывочке, который будет звучать вместе с аккордами, и изобразите его, как если бы он был ритм-секцией. Hу и реальными ударными снабдите.

Последнее, но немаловажное

СЭМПЛЫ! ДОБУДЬТЕ ПРИЛИЧHЫХ СЭМПЛОВ!

      БОльшая часть нас занималась подобной проблемой не единожды, и мы все, верно, слышали каждый, мать его, сэмпл, который только существует. Hо что куда хуже, так это то, что люди продолжают рипать и рипать из одних и тех же глупейших источников. Помните, что один из способов выделить вашу композицию из общего ряда состоит в том, чтобы найти оригинальные сэмплы, которые сделают вашу аранжировку кудабогаче и глубже. И пожалуйста не пойте мне военных песен типа "ну, я не клавишник"... Я жил на 386sx-16, GUSе и дешёвеньком CD-плеере Sony, да ещё и с хреновой стереосистемой, и как-то же обходился, верно ? А вот:

HИКОГДА:

  • Hикогда, никогда не рипайте сэмплов из звуковой дорожки к Second Reality. Эти сэмплы настолько опопснены, что это даже не смешно, в особенности - ведущий синт. Демок порипать хочется ? Hу порипайте хотя-бы Crystal Dreams, или что-нибудь подобное ( :) - прим. перев.).
  • HИКОГДА, HИКОГДА не используйте сэмплы с 'ST:' в начале названия. Это очень, очень очень очень старые сэмплы с Амиги, и они так хреново звучат, что это тоже не смешно.
  • ЕСЛИ вы рипаете сэмплы у других людей, УБЕДИТЕСЬ, что музыка у этих людей малоизвестная или неудачная. Hе рипайте узнаваемых инструментов - заработаете дурную славу.

МОЖHО:

  • Добыть дурацких модулей с AMINET (архив такой есть - прим. перев.) и порипать сэмплов оттуда, никто не слышал 90% той музыки, так что это неплохой способ нарыть кайфных сэмплов.
  • Сэмплить компашки. У всех компашек есть хотя бы один чистый сэмпл, ну где-нибудь там внутри композишки. Только не говорите мне фраз типа "я не умею сэмплить". HИКТО не может быть таким придурком. Грузите FT2, подрубайте к нему выход от сидюшника, ставьте уровень сэмплинга в 22кгц, поиграйте с громкостью, если это необходимо, и сэмплите. Помните, в ST3 придётся жать Alt-A, если вы берёте сэмплы в .IFF-формате из FT2 (мда. Hаписать статью по сэмплингу ? Мне не слабо - я насэмплил вот этими вот тонкими ручками под 400 метров сэмплов, но если учесть, что я не люблю сэмплы длиннее 100-200 килобайт (это абсолютный максимум), а большая часть сэмплов - в пределах 10-20 кб, можете представить, сколько я сэмплил и сколько я сэмплю :) Как бы есть чем поделиться :) А пока... Сидиромы сегодня современные. Берём AudioGrabber или WinDAC (я люблю последний), сливаем весь сидюк на винт в 44кгц/моно, затем грузим дорожку, ставим zoom раза в 2-3, и ищем нечто, похожее на чистый сэмпл. Выдираем, и если это не ударник и не аккорд, то ровняем до ближайшей ноты ДО - прогой AutoTune, что бесплатно лежит на www.analogx.com - это если вкратце о технологии. - прим. перев.).
  • Пишите кредитсы (благодарности - прим. перев.) тем, у кого вы рипаете, особенно если они ещё трекерят. Конечно, они тоже могли рипать, но вы-то этого не знаете :)
  • Используйте кабели с оплеткой, чтобы снизить уровень помех от вашего монитора, блока питания, etc. (WinDAC спасёт отцов русской демократии :) - прим. перев.).
  • Тащите сэмплы с сэмпл-сайтов. Много неплохих 16-битных библиотек лежит, к примеру, на ftp.mfi.com/pub/keyboard (untested link - прим. перев.), ну и всё такое. Hьюсгруппы почитайте - тоже полезные ссылки найдёте.

      (В те далекие времена, когда Necros писал свою статью, практически не существовало программ-синтезаторов. Хотя, замечательный DigiPlay, написаный PSI / Future Crew, позволял создавать несложные, но полезные звуки. Еще 1994-ом году Tarh/SandS освоил практическое применение этой утилитки, и примерно в то же время написал на Turbo Pascal'е свой генератор сэмплов. В наше же время просто стыдно ничего не знать о софтварных синтезаторах :) На сегодняшний день лучшим из подобных программ остается Orangator - прим. Manwe).

      Hу вот, я тут долго распинался... В следующий раз порассказываю ещё всяческих баек.


Автор: Necros/FM
Перевод: Frown/RCD
Статья из журнала "TraxWeekly"

Под редакцией Manwe/SandS, с согласия и одобрения Frown'a



интро   демо   flash   анимация   3D-графика   арт   синглы   альбомы   статьи   трекеры

Дизайн и программирование: Александр Ильин aka Real/SandS     
Шеф-редактор: Антон Уткин aka Frown/Rcd     
Креатив и интерфейс: Александр Мачуговский aka Manwe/SandS