www.demoscene.ruenglish version
новостимузыкадемографикаинформацияпрограммыфорум‘подкаст’
 
авторы    статьи    интервью   

Music for games, video game music
Enlight project

Хоровод историй

Лаборатория альтернативной истории


статьи
Ударные и перкуссия в трэкерной музыке
 

Audiofile, GD/Hornet, "Percussion in Tracked Music"

      Вступление

      В этой статье я поделюсь с вами некоторыми идеями по поводу ударныхинструментов в трекерной музыке. Я не собираюсь обсуждать ритм и длительности, я лучше расскажу, как располагать конкретные звуки в вашей перкуссионной дорожке в трекере.

      Hачало

      Первым шагом в создании перкуссионного аккомпанимента для трекерного модуля станет, разумеется, подборка сэмплов. В соответствии с тем, в каком стиле вы пишите, вам понадобится выбрать подходящие звуки, которые удачно впишутся в задумку произведения. К примеру, перегруженный сэмпл бочки из набора драммашины Roland TR-909 будет очень некстати в джазовой музыке, точно так же, как некстати будет и негромкий живой рабочий в индустриальной теме.

      У некоторых парней не получается составить полный набор перкуссий, а из-за этого дорожка ударных получается довольно скучной, и сама вещь звучит не слишком интересно. Вот набор компонентов "стандартой" ударной установки, используемой в рок-группах:

      Я не сильный спец в рок-музыке, поэтому перевод даю по памяти. Для краткости и понятности я вообще пользуюсь "буржуйскими" названиями - оно так проще для понимания. - прим. перев.

  • Bass Drum (басовый, aka прямой, aka турецкий барабан)
  • Snare Drum (снэр, aka рабочий)
  • 5 tom'ов (том), с разной высотой звука (Также бывает такая картина - один напольный, и два установленных повыше - прим. Basehead'a)
  • Hi-hat (маленькая тарелочка)
  • Ride Cymbal (большая тарелка, мягкий удар)
  • 2 Crash Cymbals (большие тарелки, сильный удар)

      Возможно, вам захочется взять по нескольку сэмплов каждого из вышеперечисленных инструментов, чтобы обеспечить этим некоторое разнообразие перкуссионной дорожки. К примеру, очень часто трекерящий народ пользует больше одного tom'а, чтобы не играть один и тот же сэмпл вне его "удачной" частоты дискретизации.

      Кроме того, вам понадобится хотя бы два сэмпла маленьких тарелочек, чтобы обеспечить все позиции звучания этих самых тарелочек - а их как минимум две - "открытая" (opened hi-hat) (звук более долгий и сочный) и "закрытая" (closed hi-hat) (звук короткий и глухой - прим. перев.) Если вам удастся найти сэмплы для других вариантов проигрывания тарелочек, это будет вообще чудесно - эффект присутствия будет просто максимальным. Позиция тарелочек при ударах по ним может быть совершенно разной, соответственно, результирующий звук будет разным.

      Hиже приведены дополнительные перкуссионные звуки, которые чаще встречаются в оркестровых перкуссионных наборах:

  • Tympani (тимпаны)
  • Tambourine (тамбурин) (бубен с маленькими тарелочками по кругу - прим. Manwe)
  • Bongos (бонги)
  • Conga (конга)
  • Marimba (маримба)
  • Chimes (колокольцы)

      Тимпаны вы слышали, вобщем-то, в качестве "kettle drum" в массе мелодий,к примеру, в дорожках Necros'а к игрушке IronSeed или в дорожке Skaven'а к Second Reality, а уж сколько оттуда сэмплов понадёргано - говорить неприходится :) Тамбурины очень любит Necros, они у него в половине тьюнов - и правильно любит, они очень классные. Все альтернативные рокеры их активно пользуют. Кстати, тамбурины, в отличие от тарелочек, расставляются, как правило, довольно последовательно (скажем, через один шаг с 1/3 громкости на каждый второй удар). Конги и бонги - это из этнической музыки; они очень популярны среди трекерщиков, потому что входят в комплект сэмплов синтов Korg X3 и Korg X5, а их в разное время использовали и Ryan Cramer, и Cube, Teque, Nitro - как в довольно тихих мягких тьюнчиках, так и в жёстком индастриале. Маримба - что-то типа ксилофона, а о колокольцах и говорить не стоит :) Вообще, я очень рекомендую всем - берёте сэмпл-банк Gravis'а, там очень много .pat-файлов, свободно читаемых тем же Impulse Tracker или Awave, и слушайте - придёт понимание, что как называется и как звучит. Только пожалуйста, не используйте сэмпл-банки Gravis'а в написании музыки - они слишком избиты :) Возьмите банки хотя-бы от тех же SB Awe, скажем 4- и 8Mb версии - звуков больше, звуки лучше. Также удачным решением будет повынимать сэмплов из Seer Reality, или из ReBirth - последние, несмотря на хорошую узнаваемость, стали просто культом в танцевальной музыке - прим. перев.

      Crash Cymbals (ударные тарелки)

      Ударные тарелки (по жизни) начинаются с довольно резкой атаки с последующим равномерным угасанием. Я слышал слишком много сэмплов этих тарелок, обрывающихся задолго до того, как звук полностью затихает, что не есть хорошо. Есть несколько способов избежать этого, не слишком сильно увеличивая размер сэмпла:

  • Зациклите конец сэмпла и ручками (громкостными командами) "гасите" его в трекере (или же понижением громкости с началом цикла, это если вы - пользователь IT2 или FT2 - прим. перев.)
  • "Гасите" звук громкостными командами, чтобы попросту успеть к моменту "обрыва".
  • Используйте эффект многоканального эха, чтобы скрыть внезапный обрыв сэмпла.

      "Длинные", "задержанные" тарелки (sustained cymbals)

нефига подобного :) - все трекерщики зовут их reverse cymbal - прим. перев.

      "Задержанные" тарелки - те, которые звучат с постоянным повышением громкости. Обычно звук создаётся двумя маленькими молоточками, стучащими по тарелке (не только - я видел, как live это делалось следующим образом - вместо того, чтобы дико стучать по тарелке (crash), драммер нежно и быстро по ней постукивал - прим. перев.) Чем сильнее и быстрее производится биение потарелке, тем громче она звучит.

      В конце крещендо тарелки (crescendo - термин, которым конкретно трекерщики обозначают пик напряжённости в музыке; вобщем-то, примерно такое значение он имеет и в классической музыкальной теории; антоним - diminuendo - прим. перев.), по ней обычно ударяют ещё один раз, играя как crash (в трекере это часто делают следующим хитрым способом - берут прямой crash, зацикливают его почти полностью ping-pong loop'ом, вычисляют offset конца, затем где-то на 52-56 ряду паттерна по Oxx (я использую номенклатуру ST3/IT2, пользователям FT2 следует подобрать соответствующий эффект) выставляют crash с самого конца, соответственно, если цикл bi-directional (двунаправленный), "ping-pong loop", то сэмпл будет играться задом наперёд, т.е. как sustained (reverse) crash, а затем на нулевой позиции следующего паттерна можно смело забабахать этот же сэмпл просто с самого начала, т.е. как прямой crash cymbal - прим. перев.)

      Трекерщики могут изобразить этот эффект простым переворачиванием сэмпла задом наперёд (так и делают :) - прим. перев.) Hо если ваш звук sustained-тарелки весьма отличается от звука crash-тарелки, подгоните высоту звука, чтобы они звучали "вместе".

      Панорама

      В этом разделе я хочу чуть-чуть углубиться и объяснить метод, который я использую для размещения перкуссионных инструментов на походящее место в стереопанораме.

      Вообще, есть два пути панорамить инструменты по моей методе:

  • Панорамить, как будто вы - настоящий исполнитель-перкуссионист
  • Панорамить, как будто вы - аудитория

      Эти два пути отражают тот момент, что инструменты будут развёрнуты либо так, как их слышит ударник за ударной установкой, либо так, как их слышат зрители за ней в зале (развёрнутыми слева направо). Последующее описание я дам в соответствии с тем, как перкуссии слышит барабанщик, сидящий за установкой.

      Расположение ударной установки

      В центре ударной установки у нас басовый (kick) барабан - он стоит на полу. Выше него и прямо перед барабанщиком располагается снэр. Эти инструменты вобщем-то очень "слышны", и особого внимания к себе не требуют. Опять же, так как эти инструменты преобладают в большинстве ритмов, и располагаются по центру, я вам рекомендую так их и оставлять - прямо посерёдке панорамы. Hi-hat'ы проще описать как две тарелочки, обращённые друг к другу, закреплённые на штативе. Внизу этого штатива располагается педаль, нажатие на которую сводит эти тарелочки вместе. Хэты обычно слева.

      Если поделить панораму на 16 долей, то я бы посоветовал располагать их в двух долях слева от центра (S86 или X60 для ST3/IT2 - прим. перев.). Я знаю, что есть ребята, которые панорамят хэты слева направо и наоборот. Хм, без обид, парни, но лично я думаю, что звучит это глуповато (вообще говоря, уважаемый GD, далеко ходить не надо - большая часть танцевальных (особо трансовых) ритмов, да и ambient не отстаёт, строится именно на сильном панорамировании хэтов. Вот сейчас как раз играет Orbital, "Nothing Left" (wow, по местному FM и такое крутят :) - опять же, далеко ходить не надо :) Hеужто и Orbital звучат глуповато ? :) Хотя я более чем согласен, что панорамить хэты таким макаром в джазе или в классике - действительно полная ерунда - прим. перев.)

      У хэтов бывают разные типы атаки (я бы сказал, скорее - разные типы угасания - прим. перев.), большинство подборок сэмплов будут иметь "открытый" и "закрытый" вариант тарелочек. Чтобы действительно серьёзно улучшить эффект присутствия, попробуйте добыть несколько сэмплов с разнообразными атакой и угасанием.

      Tom'ы - небольшие барабанчики, расположенные повыше басового, или же на полу и справа от последнего. Hачиная с самого левого, они идут направо по нисходящей (в смысле высоты звучания). Кстати, какой-то серьёзной высоты звучания у них, скажем, в отличие от тимпанов, нет.

      Томы используются в основном в "пустых" местах и в соляках (любителям слезоточивой музыки a la стринги'n'пианинки - они обычно ставятся на позициях 58-64 в паттерне, можно c Q0x-повторами, для примера - Basehead, "Forever" (мьюзикдиск Epidemic) - прим. перев.).

      Райды (ride cymbal) часто используются вместо "открытых" хэтов во время "жёстких" моментов в перкуссионной линии (пример - все рокерские бэнды в напряжённых моментах, скажем, во время гитарного запила, ставят ride так, как трекерщики бы его поставили попросту через каждые 3 строки, т.е. на подсвеченных строках паттерна, или в первой доле ритма 4/4; кстати, часто безумные драммеры таким же манером стучат по crash'ам :) - у ride звук помягче :) - прим. перев.) Райд-тарелочка обычно располагается справа от tom'ов над басовым; панорамить я её предлагаю на таком же расстоянии от центра, на котором у вас располагаются хэты, но в другом канале.

      Крэши (crash cymbal) обычно следуют за моментом барабанного соляка, или же просто обозначают начало новой музыкальной фразы (кстати, совершенно замечательным и нестандартным образом их использовал Basehead в "Indigo" - очень рекомендую послушать - прим. перев.). Обычно, ударная установка имеет две крэшевых тарелки (или тарелку для тех же целей). Одна обычно слева от басового, и над/под хэтами. Другая может располагаться над ride cymbal.

      Если звучит одна крэшевая тарелка, это как правило та, которая справа - барабанщик стучит по ней после соляка на tom'ах, и ему как раз удобно ударить именно по ней.

      Две крэшевых тарелки, распанорамленные на равном расстоянии от центра, обеспечивают куда более мощный эффект. Это можно использовать, к примеру, чтобы обозначить музыкальный переход. (Если музыкальная фраза достаточно заполнена инструментами, тарелку стоит поставить в самом начале паттерна, на нулевой ряд. Если вы хотите распанорамить две тарелки, будет очень удачным решением одну сделать на полтона ниже/выше другой - для создания большего стереоэффекта - прим. перев.)

      Построение стереопанорамы

      О чём ещё стоит позаботиться, так это о том, чтобы распанорамленные ударные занимали удачные места в стереопанораме, удачно вписываясь в вашу концепцию звука относительно прочих инструментов. Представьте себе настоящий бэнд на сцене. По центру и сзади - ударная установка. Слева и справа - усилки и колонки.

      Чтобы у слушателя создалось впечатление, близкое к живому бэнду, вам, возможно, захочется разносить ударные по панораме так, как они, собственно, располагаются во время живого выступления. Как это сделать - я описал выше, просто имейте в виду, что в общем и целом ударные должны быть в самом центре, тогда как ведущие голоса должны быть более разнесены по панораме от центра.

      Дополнительные перкуссионные инструменты могут располагаться и не по центру. Hапример, бэк-вокалист будет ещё и играть на нескольких бонгах или на тамбурине где-то справа.

      Оркестровая перкуссия

      Оркестровое расположение ударных значительно отличается от типичной роковой ударной установки. В частности, скорее всего будет несколько перкуссионистов, да и инструменты будут куда более разнообразны.

      Перкуссионная секция в оркестре располагается за всеми остальными инструметалистами. Зачастую перкуссионная секция занимает всю ширину оркестровой сцены/ямы.

      По центру обычно ставят большой басовый, снэр и тарелку, которая часто используется в крещендо. С одной стороны от центра располагаются тимпаны, с другой - набор колокольцев, возможно - бонго или конги, или маримба с ксилофоном, и т.д.

      Чтобы стрекерить оркестровую тему, выберите инструменты. Затем в голове или на бумаге распишите, где и что будет стоять, а затем обозначьте для вашего рисунка-плана максимальную панораму (кстати, об оркестровых штуках - m5v-siir.it послушайте - очень достойная вещь - прим. перев.)

      Маримба и ксилофон

      Также можно панорамить перкуссии по нотам - это применительно прежде всего к перкуссионным инструментам с чётко слышимым тембром, например - к маримбе или к ксилофону. Конечно, если вы используете их вместе с полноценными перкуссиями, не стоит их расставлять по всей панораме. Hо к примеру, низкие ноты - от середины между центральной и крайней панорамой одной стороны и в тех же пределах, но с другой стороны - более высокие ноты. Это создаст ощущение того, что разные ноты достигают ваших ушей с разных сторон.

      Если у вас есть моменты, где довольно скоро играют маримбы или ксилофон, вам стоит быстро-быстро менять громкость вниз и вверх на чётных и нечётных нотах. Перкуссионист скорее всего будет играть двумя молоточками, и, разумеется, как и у всякого человека, одна рука у него будет попросту сильнее другой.

      Заключение

      Вот мои мысли по поводу перкуссии в трекерной музыке. Я, конечно же, не сильно-то в них разбираюсь ( :-) - прим. перев.), но мне хочется верить, что продуманный подход принесёт как раз те результаты, которых вы так ждёте. Конечно же, если у вас есть соображения по этому поводу, можете мне их присылать на gd@ftp.cdrom.com (мне почему-то кажется, что а) адрес у него поменялся на gd@hornet.org, б) он больше не трекерит и в) если вы захотите написать по-русски - вам следует это сделать именно автору русского перевода - он, кстати, ещё и трекерщик, и даже не самый последний, как ему хочется верить :) - прим. перев.)

      От переводчика

      Я, в свою очередь, добавлю, что все вышеперечисленные "трюки и спецэффекты" запросто применимы не только к роковой, альт-роковой и классической стилистике, но и совершенно запросто - к танцевальной музыке.

      В моём архивчике по теории музыки есть несколько статей касательно чисто стилевых аспектов программирования ударных в трекере, не хватает только материалов по танцевальной музыке. У меня самого лежит полунаписанная dreamhouse-вещь, причём звучит она более чем пристойно - другими словами, я не полный профан в танцевальных ударных, но стоит признать - глубокого понимания, скажем, в таких стилях, как ортодоксальный джангл (не брейкбит и не драм-н-бейз !) или гоа/транс, у меня нет. Я буду рад связаться с людьми, владеющими этими стилями действительно серьёзно (и точно также владеющими приличным и грамотным письменным русским языком), чтобы написать этакое совместное essay по вышеозначенной теме. Хотелось бы добраться до Keith303 :), но я так думаю - не стоит. Что, умных русских что ли не хватает ? :)


Автор: GD/Hornet
Перевод: Frown/RCD
Статья из журнала "TraxWeekly"

Под редакцией Manwe/SandS, с согласия и одобрения Frown'a



интро   демо   flash   анимация   3D-графика   арт   синглы   альбомы   статьи   трекеры

Дизайн и программирование: Александр Ильин aka Real/SandS     
Шеф-редактор: Антон Уткин aka Frown/Rcd     
Креатив и интерфейс: Александр Мачуговский aka Manwe/SandS